ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные
компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается
не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на
текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять
в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать
местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия,
понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и
уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно
для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека
использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей,
формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался
раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои
разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в
неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской
и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию
математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных
программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследованиями;
2
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
3
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая
грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Глобальная
компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и
межкультурного значения (например, бедность, экономическая
взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты,
культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во
взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически
мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять
явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения
СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного
национального, этнического, религиозного, социального или культурного
происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации,
например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное
окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность
детей.
4
Содержание программы – 1 класс (33 часа)
№
Раздел
п/п
1 Читательская
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
2.
Итого
Математическая
грамотность
7
1
1
1
1
Итого
3.
Креативное
мышление
Итого
4.
Финансовая
грамотность
Итого
5.
Естественнонаучная
грамотность
1
1
1
7
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
6.
Глобальная
компетентность
8
1
1
Содержание
Формы внеурочной
деятельности
В. Бианки. Лис и мышонок.
Библиотечные
Русская народная сказка. Мороз и уроки;
заяц.
Деловые беседы;
В. Сутеев. Живые грибы.
Участие в научноГ.
Цыферов.
Петушок
и исследовательских
солнышко.
дискуссиях;
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Практические
Русская народная сказка. Как лиса упражнения
училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про медведя, лису и мишкин мед.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
История со словом «дедушка».
Рассказы по картинкам.
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик золото менял.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Как Иванушка хотел попить
водицы.
Пятачок, Винни-пух и воздушный
шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения
воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в
пруду.
В. Сутеев. Яблоко.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Комплексное
задание
«Найденыш»
Комплексное задание «Мировой
океан загрязняется»
5
Итого
Итого
2
33
Содержание программы 2 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
Кол-во
часов
Содержание
1
Читательская
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
1
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
2.
Итого
Математическая
грамотность
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Итого
8
1
1
2
1
1
3.
Креативное
мышление
3.
Финансовая
грамотность
Итого
1
1
4.
Итого
Естественнонаучная грамотность
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые
деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности
яблока.
Про хомяка и его запасы.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
7
6
5.
Глобальная
компетентность
Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»
1
1
Итого
Итого
2
34
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
1
Читательская
грамотность
2.
Естественнонаучная
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Итого
3.
Финансовая
грамотность
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
4.
Итого
Математическая
грамотность
7
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно
«работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
Как сэкономить семейные
деньги?
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения.
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
7
Подсчитываем сэкономленные
деньги.
1
Итого
5.
8
1
1
Глобальная
компетентность
Итого
6.
Комплексное задание «Говорим
на одном языке».
Комплексное задание
«Выбрасываем продукты или
голодаем?»
2
1
1
2
Креативное
мышление
Итого
Итого
История со словом «почта».
Рассказы по картинкам.
34
Содержание программы 4 класс (34 ч)
№
п/п
1
Раздел
Читательская
грамотность
2.
Итого
Естественнонаучная
грамотность
3.
Итого
Финансовая
грамотность
4.
Итого
Математическа
я
грамотность
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и
головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Формы
внеурочной
деятельности
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
8
1
1
1
1
1
1
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения
6
1
2
1
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Библиотечные
уроки;
Деловые беседы;
8
1
1
1
1
5.
6.
Итого
Глобальная
компетентност
ь
8
1
Итого
Креативное
мышление
Итого
2
1
1
2
Итого
1
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.
Комплексное задание «Экологичная
обувь».
Комплексное задание «Этичная
одежда».
История со словом «спички».
Рассказы по картинкам.
34
9
Участие
в научноисследовательск
их дискуссиях;
Практические
упражнения